Речевое развитие от 1 года до 3 х лет
Многих родителей волнует вопрос речевого развития ребенка. Кто-то переживает, что ребенок никак не начнет говорить, кого-то волнуют неправильные звуки в речи ребенка или искаженные слова.
Что является нормой, а что нет? Когда можно подождать, а когда нужно обратиться к специалистам? Давайте разбираться.
В норме первые слова ребенка должны совпасть с первыми шагами. Именно в этот период появляются: мама, папа, на, дай, звукоподражания ав-ав, мяу, бе, биби. Одно слово обозначает целое предложение и употребляется в разных ситуациях. Например, папа – так ребенок обращается к папе, «папа» - показывает на папины ботинки или любую папину вещь, или «папа» - показывает на дверь, имея ввиду что папа ушел на работу.
С 1 года речь начинает активно развиваться, и ребенок осваивает новые слова, словарный запас быстро пополняется и к 1,5 годам составляет уже порядка 100 слов.
Что должно насторожить родителей в этот период?
Если ребенок не понимает речь, не откликается на имя. Если у ребенка нет простых слов и звукоподражаний, или же наоборот, ребенок много говорит, но только на «своем языке».

С 1,5 до 2 лет у ребенка должна появится фраза из простых слов. Это могут быть простые короткие слова, по типу «Папа, ди» *папа иди, «киса ам» *киса ест и т.д. Появление фразы – важный этап развития речи и мышления.
Если в 2 года 4 месяцам у ребенка нет элементарной фразы – это говорит о том, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.


К трем годам формируются развернутые фразы. Ребенок уже правильно употребляет род, число и падеж в простых предложениях. Вижу мою маму. Это мой папа. Мама пришла, папа пришел. Это кубик, а это кубики. В этом возрасте ребенок может еще не употреблять сложных звуков: Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, и заменять их более простыми. Например, вместо «шапка» говорить «сапка». Все остальные согласные звуки уже должны присутствовать в его речи.
В 3 года практически заканчивается созревание речевых зон головного мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребенка.

Если ваш ребенок не говорит или говорит плохо ни в коем случае нельзя его ругать, передразнивать, злиться на него или расстраиваться, ведь он делает это не нарочно. Что-то мешает ему полноценно использовать речь.
Ваши отрицательные эмоции могут заставить ребенка перестать общаться с окружающими, вступать с ними в диалог.



Что же делать?
Для начала исключить проблемы со здоровьем, которые так или иначе могут отражаться на речи. Необходимо пройти обследования у лора, невролога, сурдолога и психиатра.
Важно не требовать от ребенка повторять за вами. Ребенок сделает это по собственному желанию, как только будет готов. Одним детям требуется время «дозреть», другим – специализированная помощь профессионалов.
Для развития мышц речевого аппарата можно делать игровую артикуляционную и дыхательную гимнастику : надувать щечки, делать «воздушные поцелуйчики», показывать язык, сдувать разные предметы с ладошки, дуть пузыри, задувать свечки.
Читайте ребенку яркие и интересные книжки, повторяйте короткие ритмичные стишки и потешки.
Развивайте восприятие: ребенок в возрасте от 1 до 3 лет активно познает мир через органы чувств и движение. Он должен трогать разные предметы, ощущать разные прикосновения, пробовать вкусы, чувствовать запахи, слышать разнообразные звуки. Самыми лучшими «развивашками» для ребенка до 3 лет являются не гаджеты и даже не развивающие карточки, а взаимодействие с родителями: готовить еду, ходить за покупками, наводить порядок, - это не только интересно, но и полезно малышам.
Природный материал: камешки, палочки, шишки и песок будут лучшими развивающими игрушками, ведь природный каждый объект уникален и имеет свою форму, фактуру, цвет, запах, температуру.
Обращайте внимание ребенка на окружающие звуки: в комнате, на улице, в парке, в лесу. Послушай – часы тикают, слышишь – листья шумят. Развивайте слуховое внимание.
Конечно, стимулируйте двигательную активность. Многочисленные исследования показали – чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь.
Как понять, что ребенку необходима помощь в речевом развитии?
На сегодняшний день существует заблуждение, что «Современные дети начинают говорить позже и это нормально».
На самом деле это говорит о проблемах речевого развития и конечно, если не обратить внимания, то ребенку будет сложно учиться в школе, осваивать образовательную программу. Также речевые нарушения могут отрицательно сказаться на развитии личности ребенка он может стать замкнутым, неуверенным в себе, агрессивным.
Неправильно думать, что речевые нормы сдвигаются и все дети сейчас начинают говорить позже. Это заблуждение. Статистика такова, что с каждым годом детей с нарушениями речи становится все больше. В наших взрослых руках – успешное будущее детей, поэтому я никому не рекомендую ждать.

Ни до 3х, ни до 5 лет.


Если видите проблемы – ищите решение, обращайтесь к специалистам.

18 июня 2023г.

Автор: Мария Клебанова

Made on
Tilda