Что же делать?
Для начала исключить проблемы со здоровьем, которые так или иначе могут отражаться на речи. Необходимо пройти обследования у лора, невролога, сурдолога и психиатра.
Важно не требовать от ребенка повторять за вами. Ребенок сделает это по собственному желанию, как только будет готов. Одним детям требуется время «дозреть», другим – специализированная помощь профессионалов.
Для развития мышц речевого аппарата можно делать игровую артикуляционную и дыхательную гимнастику : надувать щечки, делать «воздушные поцелуйчики», показывать язык, сдувать разные предметы с ладошки, дуть пузыри, задувать свечки.
Читайте ребенку яркие и интересные книжки, повторяйте короткие ритмичные стишки и потешки.
Развивайте восприятие: ребенок в возрасте от 1 до 3 лет активно познает мир через органы чувств и движение. Он должен трогать разные предметы, ощущать разные прикосновения, пробовать вкусы, чувствовать запахи, слышать разнообразные звуки. Самыми лучшими «развивашками» для ребенка до 3 лет являются не гаджеты и даже не развивающие карточки, а взаимодействие с родителями: готовить еду, ходить за покупками, наводить порядок, - это не только интересно, но и полезно малышам.
Природный материал: камешки, палочки, шишки и песок будут лучшими развивающими игрушками, ведь природный каждый объект уникален и имеет свою форму, фактуру, цвет, запах, температуру.
Обращайте внимание ребенка на окружающие звуки: в комнате, на улице, в парке, в лесу. Послушай – часы тикают, слышишь – листья шумят. Развивайте слуховое внимание.
Конечно, стимулируйте двигательную активность. Многочисленные исследования показали – чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь.
Как понять, что ребенку необходима помощь в речевом развитии?
На сегодняшний день существует заблуждение, что «Современные дети начинают говорить позже и это нормально».
На самом деле это говорит о проблемах речевого развития и конечно, если не обратить внимания, то ребенку будет сложно учиться в школе, осваивать образовательную программу. Также речевые нарушения могут отрицательно сказаться на развитии личности ребенка он может стать замкнутым, неуверенным в себе, агрессивным.
Неправильно думать, что речевые нормы сдвигаются и все дети сейчас начинают говорить позже. Это заблуждение. Статистика такова, что с каждым годом детей с нарушениями речи становится все больше. В наших взрослых руках – успешное будущее детей, поэтому я никому не рекомендую ждать.
Ни до 3х, ни до 5 лет.
Если видите проблемы – ищите решение, обращайтесь к специалистам.