Необходимость нейропсихологического подхода к процессам обучения и воспитания возникла ещё много лет назад, а точнее, в то время, когда мир перевернул технический прогресс.
⠀С появлением высокотехнологических благ цивилизации детям стало сложнее приспосабливаться к условиям реальной жизни. Классические методы и приемы обучения и воспитания перестали работать.
⠀А почему? Давайте по-порядку.
⠀Сенсорное развитие.
⠀Начиная с рождения многие дети не получают должного сенсорного опыта. Ни одна сенсорная игрушка не заменит натуральные природные материалы: песок, камни, ветки, траву, грязь. Это же касается и натуральных звуков, вкусов, запахов. Ребёнку они необходимы. До 3-х лет точно.
⠀Если сенсорное восприятие развито недостаточно, то все познавательные процессы будут снижены.
⠀Мозг должен научится принимать, обрабатывать и хранить сенсорную информацию.
⠀В раннем детстве необходимо уделить этому особое внимание. И вместо карточек и экрана телефона предлагать реальные объекты окружающего мира, которые имеют объём, вес, запах, форму, цвет и пр.
⠀Двигательная активность.
⠀Ни для кого не секрет, что современные дети в большинстве гиподинамичны. У них очень много интересностей в телевизорах, гаджетах, мало потребности в движении. Термин «контейнерные дети» широко распространен за рубежом. Например, поход в магазин с ребёнком выглядит так: ребенка перемещают из квартиры в машину, из машины в коляску, из коляски в корзину супермаркета и потом по тому же алгоритму обратно.
Встречали такое?
Детям сейчас опасно лазать по деревьям, таскать тяжести, стрелять из рогатки))
Уменьшение двигательной активности приводит с снижению работоспособности мозга. Задерживает развитие определенных его зон, что приводит к снижению внимания, памяти, речевым проблемам, а также трудностям обучения.
⠀
Что касается повышенной активности/гиперактивности - то, это вторая крайность, с которой последнее время мы сталкиваемся все чаще. Гиперактивность - это совсем не про активность, это про высокую истощаемость нервной системы.
⠀
Самостоятельность.
⠀Современные дети растут в условиях гиперопеки. Родители из лучших побуждений наделяют ребёнка всевозможными правами, забывая при этом об обязанностях. Сейчас даже в школе ответственность больше лежит на родителях, чем на детях. Вспомните родительские чаты, куда учитель скидывает домашние задания, расписание уроков. Пишет, что завтра принести или что надеть на школьное мероприятие. И это касается не только учеников 1 класса..
⠀
За самостоятельность отвечают определённые участки мозга. Чтобы стимулировать их развитие, ребёнок должен находится в ситуации правил, границ, обязанностей. Речь о лобных долях коры больших полушарий.
Есть три волшебных слова, которые помогут развить эту область: НЕЛЬЗЯ, НАДО, ЖДИ. Самоконтроль и самостоятельность развивают обязанности, командные игры и любые игры с правилами. Если ребёнок чрезмерно упрям, не любит следовать правилам, не выполняет обязанности, возможно, у него страдают лобные доли.
⠀
Мы рассмотрели лишь малую часть вопросов, на которые поможет ответить нейропсихология.
Наука, которая уже давно вышла за рамки реабилитации и коррекции. Наука, которая необходима современным детям. И взрослым, которые хотят развивать, обучать и воспитывать детей правильно.
Именно нейропсихологические знания помогают предотвратить многие проблемы в развитии детей. А в случае, если эти проблемы уже есть, максимально комфортно и эффективно решают их.