О неговорящих детях
Родители часто недоумевают, зачем логопед рекомендует пройти специалистов или определенные обследования.

Поговорим о тех детях, кто «не говорит», «мало говорит», «плохо говорит». О детях с тяжёлыми речевыми нарушениями…

Можно ли работать только с речью и получить результат?

Речь - это не автономная функция. Она не может быть оторвана от целостного состояния организма и других его функций. Поэтому, если логопед не видит картины в целом, а действует точечно, только на функцию речи, результат будет либо незначительный, либо, в сложных случаях, нулевой.

Начнём с того, что диагностика должна быть комплексной. Но это вовсе не про типичные психолого-медико-педагогические комиссии. Название прекрасное, но содержание обычно разочаровывает… А про качественную комплексную диагностику, которая позволит выявить причину, в крайнем случае, выдвинуть гипотезу возникновения речевого нарушения. И тем самым, поможет выстроить грамотный коррекционный маршрут.

Родители часто недоумевают, зачем логопед рекомендует пройти специалистов или определенные обследования. Вроде, страдает только речь, логопед должен взять на занятия и работать…

Если коротко пробежаться по причинам нарушений речи, то чаще всего это:

- проблемы со здоровьем (их очень много: гипоксии, органическое поражение цнс, нарушение обмена веществ, нейровоспаление, нарушение слуха, ВЧД и пр.)

Поэтому сначала нужно пройти обследование организма ребёнка, чтобы выявить или исключить проблемы со здоровьем.

Логопед может рекомендовать не только невролога, психиатра, ЛОРа и офтальмолога, но и других врачей, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

- дисфункция сенсорных систем (неэффективная переработка сенсорных импульсов из окружающей среды)

Логопед, работающий с тяжёлыми нарушениями речи, должен, как минимум, видеть эти проявления. И отправлять на консультацию к сенсорному терапевту или нейропсихологу.

-психические причины (задержка психического развития, умственная отсталость, депрессия, аутизм, РАС)

Важно понимать, что в этих случаях речь страдает вторично, в структуре основного заболевания. Необходима помощь психиатра. А в случае с проблемным поведением, АВА-терапевта.


Автор: Мария Клебанова
Made on
Tilda