О готовности к школе
Почему классическая подготовка к школе не дает гарантию успешного обучения

Если родителям дошкольников задать вопрос: «Что нужно для подготовки ребёнка к школе?», то большинство ответит: «Уметь считать, читать и писать». Возможно, кто-то добавит: «сидеть за партой».

К сожалению, так думают не только родители. Основная часть программ по подготовке к школе ставит именно такие задачи. И в этом не было бы ничего плохого, если бы по этим программам обучались дошкольники, не имеющие физиологических и нейропсихологических проблем.

Однако, в современном мире такие дети - редкость.

Многие первоклассники приходят в школу после различных подготовительных курсов, но с первых же дней начинают испытывать трудности, не усваивают материал, быстро утомляются, теряют мотивацию и веру в свои силы.

От чего так происходит?




Все потому, что готовность к школьному обучению - это вовсе не про читать и писать. Для успешного обучения в школе потребуется хороший уровень базовых процессов и функций:

- Хорошая нейродинамика.

У ребёнка должен быть достаточный объём энергии мозга для того, чтобы активно включаться в процесс обучения, переключаться с задания на задание и оттормаживать ненужные стимулы.

- Хорошая обработка информации. Ребёнок должен не просто слушать учителя, но и слышать его. Хорошо различать звуки, буквенные и цифровые символы.

Иметь хорошо развитую крупную, мелкую и артикуляционную моторику. Ориентироваться в пространстве. Умело управлять своими движениями.

- Навыки планирования, регуляции и контроля.

Школьник должен обладать достаточными навыками самостоятельности. Уметь собирать портфель, планировать решение задачи, применять правила, исправлять свои ошибки.

За каждый из этих процессов отвечают определенные участки мозга. И их можно и нужно развивать.

На вопрос : «как?» отвечает наука нейропсихология.

Нейропсихология достаточно молодая наука, однако, высокая эффективность ее методов и приемов доказана не только в теоретических трудах, но и в практике.

Ее методы и приемы начинают активно использоваться в педагогической работе.

В общих чертах нейропсихологический подход подразумевает два направления: сенсомоторное и когнитивное.

Сенсомоторное направление включает двигательные упражнения, которые способствуют развитию определённых участков мозга, обеспечивающих базу для формирования высших психических функций.

Когнитивное направление - это работа непосредственно с высшими психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью и т.д.

Нейроподход в последнее время набирает обороты. Именно он помогает развить основные процессы, которые понадобятся в школе (и в жизни в целом), а также успешно преодолеть школьные трудности и повысить мотивацию к обучению.


Автор: Мария Клебанова
Made on
Tilda