Нейроподход в логопедической работе

Что такое нейропсихологический и почему все больше логопедов работают именно в нем. Какие проблемы ребенка можно увидеть и решить в рамках этого видения.

Логопеды, использующие в своей работе нейроподход не только видят речевые проблемы гораздо глубже, но и выстраивают более эффективный коррекционный маршрут, что позволяет значительно сократить сроки коррекции.

Нейропсихологическая коррекция базируется на теориях Л. С. Выготского, И. П. Павлова и А.Р. Лурии. Именно благодаря их трудам была доказана связь между психическими функциями и определенными участками мозга.
Благодаря А.Р. Лурии была создана теория о трех функциональных блоках мозга:
- Энергетическом (подкорковые структуры).
- Приема, переработки и хранения информации из внешней среды (корковые отделы височной, теменной и затылочной долей).
- Планирования, регуляции и контроля (лобные доли).
Нейропсихологический подход в логопедической коррекции позволяет определить те или иные дефициты каждого блока или функции и помочь их проработать. В ряде случаев, возможно использование логопедических методов и приемов с одновременным использованием нейрокоррекции.
Особое внимание нужно уделить диагностике. Многие пробы логопед может взять из стандартных нейропсихологических диагностик. Однако, лучше всего направить ребенка на полноценную диагностику к нейропсихологу.


Разберем некоторые нарушения функциональных блоков.
При нарушении работы 1 функционального блока:
СНИЖЕНИЕ НЕЙРОДИНАМИКИ:
- Высокая утомляемость, отвлекаемость, истощаемость (заторможенность/инфонтильность, расторможенность, гиперактивность).
- Эмоциональная неустойчивость, тревожность.
- Дефицит динамического праксиса на уровне крупной моторики.
- Синкинезии.
- Дизартрия, гипо/гипертонус конечностей)
МОЖЕТ НАРУШАТЬСЯ ПОВЕДЕНИЕ, ВСЕ ВПФ, ТАК КАК НЕ ХВАТАЕТ ЭНЕРГИИ ДЛЯ ВСЕХ ПРОЦЕССОВ. ВТОРИЧНО НАРУШАЕТСЯ РАБОТА 2 и 3 ФБМ.
При нарушениях работы 2 функционального блока:
- Трудности с устным счетом.
- Дисграфия, дислексия.
- Пространственные ошибки, плохая координация.
- Трудности с мелкой моторикой, проблемы с почерком.
- Плохая зрительная память.
- Нарушения кожной чувствительности, кинестетические трудности (в т.ч. в артикуляционном аппарате).
- Нарушение слухового восприятия, фонематического слуха. Трудности с запоминанием слов и предложений на слух. Нарушение звуко-буквенного анализа и синтеза. Нарушение слоговой структуры слов, грамматики, связного высказывания.
При нарушениях работы 3 функционального блока:
- Не соблюдает правила, инструкции.
- Плохо выполняет задания без внешнего контроля.
- Избегает сложностей, игнорирует нормы и границы.
- Слабое произвольное внимание и речевая саморегуляция.
- Тяжело переключается с одной деятельности на другую (сложности со слоговой структурой, автоматизацией и дифференциацией звуков).
- В речи использует безглагольные предложения.
- Страдает серийная организация действий (не
могут выстроить высказывание, нарушается связная речь).
- Упрощается программа (в устной речи – нарушение слоговой структуры: пропуск звуков в стечениях, сокращение слогов; в письменной речи – не дописывает слова, пропускает буквы, «угадывающее чтение»).
Логопед, использующий нейроподход решает речевые проблемы ребенка комплексно, на причинном уровне, а не поверхностно. Это очень важно при коррекции тяжелых нарушений речи.


Made on
Tilda